Пеший поход Архыз - Роза-Хутор 2023. Статья Насти Квасовой

Пеший поход через главный Кавказский хребет глазами участницы (Настя Квасова)

1 день
Мы прилетели на самолете в Мин. воды, погрузились в тачку и поехали к месту выгрузки. По дороге поели настоящих местных хычинов с мясом и сыром. Жирное, вкюснющее блюдо, каждый съел по огромной лепешке, невозможно устоять
По дороге посетили настоящую обсерваторию на горе, огромное сооружение, оттуда еще виды открываются ваушные. Приехали в точку старта, вечером разожгли костер и приготовили еду. Готовимся к первому ходовому дню, папа обещает, что поход будет тяжелым, поэтому еды мы взяли минимально.

Эти хычины нам еще сниться будут…

День 2
7 км, 650 м набора, 120 м спуска.
Утром выяснилось, что мы купили некачественные газовые баллоны и нам не хватает газа на все путешествие. Мало еды, мало газа, мммм…
Собрали рюкзаки, мой 20-21 кг, у Сыча 25 кг, у других поменьше чем у нас, потому что мы самые лютые мулы в этом походе (не считая моего папу). И поперлись в гору. Первый взлет, не шучу, 45 градусов наклон, скорость передвижения 100 метров за 10 минут, частые привалы. Я думала, что слабые члены группы там умрут (но я не знала тогда, что это только цветочки…)
Мы с Сычом убежали вперёд немного, впереди группы идти значительно легче психологически, мы часто отдыхали и ждали основную группу. Всего нас было 10 человек. Порядок такой - идем 15 минут и привал на 5-10 минут.
Спустя время мы таки взлетели на 650 метров и начали идти почти полого, но все равно постоянно спускаясь и поднимаясь. Очень долгие 7 км, мы шли по коровьим тропам, видели полудиких лошадей, ледники на вершинах гор. Самое тяжелое - палящее солнце, набирали воду в ручьях, мочили футболки и кепки. Под конец совсем тяжело стало, последний подьем дался с трудом. НО И ЭТО НЕ БЫЛО СМЕРТЕЛЬНО
В тот день мы пришли к истоку реки Архыз полудохлые, разложили палатки и я просто свалилась спать на траву. Но так нельзя. Когда поднимаешься высоко в горы, может начаться горная болезнь, поэтому нужно делать ПИЛУ.
Чтобы вы понимали что это такое. Это когда ты полудохлый поднимаешься на гору, разбиваешь лагерь, а потом без рюкзаков идешь ЕЩЕ ВЫШЕ, надо набрать метров 200 или 300, посидеть на этой высоте минут 30 и спускаться. Это профилактика горной болезни. Мы с Сычом шли впереди группы и нас больше всех накрыла усталость, мы вообще в эту дурацкую пилу вползли самые последние, еле-еле добрались. Пульс 160, мутные круги перед глазами. Когда ты пришел голодный и уставший в лагерь меньше всего хочется идти вверх дальше. На самом деле это все выглядело по эффективности плюс-минус как кровопускание в древние времена или лечение ртутью.
Тебе плохо? Давай мы тебя добъем!
Но в гору мы таки вползли, я там от голода начала жрать траву. Вкусные цветочки…
Удивительно, но когда мы спустились в лагерь стало значительно легче. Все-же пила работает, как ни крути, как бы тяжело это не было, без неё в горах никак.
Мы экономим газ, поэтому суп и ужин (макароны с сублимированным мясом) мы готовили в одном кане. Получилось хрючево, но когда голодный все заходит нормально. Попили чаю и спать.
Ночью часть группы рвало и поносило. Горная болезнь… а могло быть и хуже, если бы не пила.

День 3
10 км, 430 м набора, 735 м спуска.
Перевал Ацгара и туманные Ангарские озера.
Мы преодолевали перевал, шли в тумане по хребту. Было невероятно красиво, идти было приятно и легко (лично мне), хотя набор и спуск был серьезный. Кайфовый день.
Мы вместе с моей сестрой Ульяной шли всю дорогу и слушали песенки и пели синхронность (вокалоиды)
В этот день на стоянке мы втроем с Аней решили на озерах помыться. Туманное озеро оказалось очень теплым, я сначала не решалась, а потом все же вымылась, хотелось смыть пот трех дней.
Сначала я сторожила девок. Пока они раздевались, мимо нас начала идти какая-то группа. В итоге я, одетая, прогоняла группу от озера в котором мы мылись, пока голые девахи прятались за камнем. Восхищенные туристы хотели подойти к озеру в тумане, пока я чуть ли не тряпками их отгоняла, ТАМ ЖЕ ЗА КАМНЕМ МОЯ ГОЛАЯ ПОДРУГА И СЕСТРА, включила оборону
После того как мы успешно помылись, пошли клеиться в палатку. Держите потрясающую фотку ноги Ани, которая взяла не те ботинки и в течение всего похода натирала в мясо ноги. Ей было от этого довольно тяжело :(

День 4
12 км примерно
Утром обнаружилось, что облако сползло с нашего лагеря и обнажило озеро. Красиво очень. Полезли на перевал. И спускались мы с него по почти отвесной стене, ощутила себя горным козлом. Было очень сложно о____о
Внизу обнаружилось лазурное ледниковое озеро, где я с орами ХОЛОДНО искупалась.
Потом поползли вниз. Стоянка была дурацкая, пошли дальше. Много переходили бродов в тот день, очень много человек из группы промочили ноги. В итоге встали на офигенной стоянке у реки.

День 5
Мало км.
Встали на этой офигенной стоянке на полуднёвку. Стояли аж до 12 часов. Сушили ботинки, отдыхали. Кайфовый солнечный день.
К нам в лагерь заглянули коровки.
Постояли и пошли. Дошли до погран. заставы, поболтали с ними, разбили лагерь рядом. На этой стоянке к нам присоединился Гвоздь. Это сука дворняжки, дальше она будет сопровождать нас весь поход. Имя собаке дала моя сестра. Гвоздь потому что она чб-трик с тигровым подпалом. Как ржавый гвоздь.
Также на этой стоянке мы набрали дикой мяты и у нас весь оставшийся поход был чай с мятой.
Грузовик привез к погран. заставе вторую часть продуктов, мы распределили их на всех. Теперь рюкзаки снова очень тяжелые т_т
Это был последний реально легкий день похода. Дальше началось…

День 6
22 км
Мы вышли вместе с Гвоздем (привязалась к нам) со стоянки рано утром, распределив еду по рюкзакам. Мой был снова 22 кг.
Мы шли по широкой ровной дороге казалось просто вечность. Переодически дорогу заливало рекой, поэтому переходили эти места вброд. Аня шла медленнее всех позади группы, мы не хотели её оставлять, поэтому я, сыч и Ульяна шли вместе с ней. Бедная Аня. Мы с Ульяной параллельно ели дикую малину, которая росла по обочинам дороги в огромных количествах, так как наша скорость выше и мы можем петлять туда-сюда. Были тяжелые подъемы и спуски. Очень долгий переход, самый долгий из всех, что нас были, наверно. Но это не точно.
Многие снова намочили ноги.
Мы встали лагерем у границы заповедника. Отчаянный сыч помылся даже в холоднющей горной реке, которая протекала под мостом в заповедник

День 7 (часть 1)
Переход от реки Дамхурц к устью реки Большая Аджара 14км 889м 342м
Гвоздь все еще с нами. Мы кормим её вечером остатками еды с ужина. От наших переходов она натурально охреневает, но деваться некуда.
Мы вошли в заповедник и поперлись по навигатору В ГОРУ. В какой-то момент тропа пропала совсем и мы просто тупо шли в высокой траве.
Это был САМЫЙ красивый день из всех, что у нас были. У меня так много фото и видео, что я сделаю четыре записи.
Бесконечно красиво было, хоть и хотелось умереть переодически

День 7, (часть 2)
Вы посмотрите какая красотища там была. Просто вау. Заповедник изобилует цветами, я никогда не видела таких ярких красок в природе. Я думала, что попала в рай или компьютерную игру. Это место действительно стоит того, чтобы ради него страдать.

День 7. (Часть 3)
Мы забрались на гору. И если вы думаете, что вы уже увидели все самое прекрасное, то вы ошибаетесь. Когда мы поднялись наверх, нас ожидала стоянка в огромном поле прекрасных розовых цветов… воняющих говной (так как их опыляют там только мухи, бабочек и пчёл нет). Но это было не важно, потому что картинка перед нами предстала самая прекрасная на свете

День 7. (Часть 4)
Я восхищалась каждую секунду нахождения в этом месте.
Если можно умереть от красоты, то это явно здесь.
Там была природная «купель» из ледникового горного озера. Рил, вода 5 градусов, я там стояла ноги отмерзли сразу. А сыч и папа там купались… лютые.

День 8.
Спускались с перевала долго-долго к озеру.
По дороге потеряли Аню, ходили её искали в горах Кавказа. Оказывается она увидела флажок вертолётной площадки и, будучи не оч зрячей, подумала что это чей-то рюкзак и поперлась через траву туда. Петляла туда-сюда по реке. Благо, мы её в итоге нашли, но было тревожно.
Наша стоянка была занята, нам пришлось идти в хутор пограничников. Самих погранцов не было, поэтому мы встали прямо у них. Я вымылась в их холодной купели. Было страшно стоять у погранцов, вдруг вертолёт прилетит и нас накажут, что мы у них на территории палатки поставили.
Внимательно осмотрели склады с провизией. Потырили у них три картошины и одну луковицу, для того, чтобы приготовить потом вкусный суп

День 9 (часть 1)
Бесконечно много км…
Бесконечно много набора и спуска
Вот и настало время рассказать вам про САМЫЙ ТРЕШОВЫЙ день похода. Наша задача была перевалить через перевал и спуститься вниз, к финишному озеру. Эта задача изначально была поделена на два дня. Но нам туристы сказали, что та стоянка, на которой мы должны были встать завалена камнями, поэтому было решено все преодолеть в один день.
Мы вышли ни свет ни заря, для меня в тот день подъем был особенно тяжелый, потому что я схватила накануне вечером какую-то кишечную заразу и была совершенно без сил.
Пока мы поднимались вверх по траве, покрытой росой, я вспомнила все тяжелейшие походы, где так невыносимо было постоянно. Такие подвиги в дальнейшем придают сил и значимости, чешут ЧСВ, но в момент их совершения хочется просто сдохнуть. К 12 дня мы дошли до той стоянки «заваленной камнями». Стоянка оказалась в норме. Но мы пошли дальше (и это было верное решение).
Вскоре тропа пропала. Наш путь лежал по огромному обвалу из гигантских валунов, часть их которых шаталась. Мы шли очень долго, постоянно делали привалы. Тут мне стало гораздо легче, а взрослым участникам похода, у которых уже не такие крепкие колени - тяжелее. Однако, благодаря грамотному руководству со стороны лидера группы (моего папы) мы все же добрались до вершины без потерь. Просто нужно знать правильный темп и как часто делать привалы. Если редко приваливаться, то группа быстро выдохнется и никуда не дойдёт.
Мы это сделали.
Но это была не самая тяжелая часть того дня

День 9 (часть 2)
РОДОДЕНДРОН

Сестра чуть не улетела вниз с обрыва, а мы стояли, ржали и снимали это на видео
Это растение для тех, кто помнит тот день, стало самым худшим ужастиком. Мы начали спускаться вниз с перевала. На карте тропа была четко обозначена, папин друг-вертолетчик пролетел этот участок на этапе подготовки к походу и сказал «вы там пройдете!»
Наверно имел ввиду Проползете.
Когда мы спускались с перевала по камням и сыпнине пошел дождь, все вокруг намокло, стало опаснее и сложнее идти. Но вниз по камням было идти просто. А потом тропа или хотя бы приблизительно-видимый путь куда идти пропали вовсе. Мы начали ломиться вниз сквозь мокрый скользкий рододендрон, крапиву, осоку и другие чудесные растения. (См. видео)
В какой-то момент склон стал отвесным и нам приходилось либо съезжать по рододендрону на жопе, либо идти спиной, держась за него как тарзаны. Мы хватались за деревья, кусты и траву, чтобы не покатиться кубарем вниз со склона.
Один из участков лежал вдоль обрыва по тонкому перешейку между ним и каменной стеной. Нужно было виртуозно скатиться на нижнюю полку и не упасть в обрыв. Ульяна и Аня скатились вниз, но не успели встать на полку и повисли над обрывом. Аня смогла выкарабкаться, а Ульяна так и осталась там висеть на тоненькой веточке березы
Висела так, пока папа не наорал на неё (это попало на видео, если прислушаться) и она не начала бодро-бодро ползти вверх. Волшебный пендаль.
Много падали (но поднимались), катились кубарем со склона и ВСЁ ВРЕМЯ РЖАЛИ, потому что без этого преодолеть этот треш было невозможно. В итоге мы спустились (скатились) к озеру…

10, 11 и 12 дни.
16(?) км на все дни.
На следующий день после РОДОДЕНДРОНОВОГО АДА мы отдыхали целый день на озере. Была хорошая погода. Мы готовили вкусный суп из того, что стырили у погранцов. Было очень красиво, просто бесконечно. Играли в карты, купались, стирали вещички и зализывали раны.
На следующий день мы пошли вниз к окончательной точке нашего маршрута. Шли долго, дорога была скучная и некрасивая. Наконец пришли на финишную стоянку. Там уже была связь и проскакивал интернет. Переночевали, следом нас забрала огромная шишига и мы с ветерком весело поехали в Сочи, где сначала тусили на розе хутор, а потом на пляжу.
Чудесное окончание похода
Всех зову с собой в следующем году